суббота, 17 января 2015 г.

Фильм "Мандарины" или почему некоторые грузины стараются вредить Грузии подлее, чем ее враги?












Всем, кто интересуется вопросами пропаганды и зомбирования, известно, что «промыватели мозгов», работающие с массовым сознанием, используют в целях пропаганды и дезинформации щирокий спектр средств, среди которых важное место занимают искусства В частности, - литература, театр, а также такой массовый вид искусства как кино.

Произведения искусства и особенно – кино – являются в чем–то даже более эффективным средством манипуляции общественным мнением, чем СМИ хотя бы потому, что многие скептики, предубежденные против определенных средств массовой информации и не верящие им по умолчанию, могут подвергнуться манипуляции на подсознательном уровне через художественные произведения, так как не верить автору романа или режиссеру художественного фильма они внутренне не готовы. Все мы, например, помним позднесоветские "шедевры" русского писателя Виктора Астафьева, направленные на создание в советском “интернационалистическом” обществе негативного, стереотипного образа латышей, грузин и некоторых других “братских народов СССР”. В то же время многие американцы вспоминают непонятным образом проскочивший в североамериканский видеопрокат позднесоветский сверхпопулярный боевик “Одиночное плавание” Михаила Туманишвили, смотря который эти американцы с удивлением и даже с некоторым шоком от собственной реакции обнаружили, что они сочувствуют… советским морским пехотинцам, вступившим в вооруженное противостояние с американскими десантниками.

Ну а сегодня в качестве блестящего примера манипуляции сознанием хочется провести номинированный на "Оскар" эстонско–грузинский фильм «Мандарины» / «Mandariinid» (2013) Иво Фельта и Зазы Урушадзе. Этот безусловно интересный в художественном и тематическом смысле фильм с прекрасной игрой Лембита Ульфсака в главной роли описывает эпизод российско–грузинской войны 1992/93 гг. за контроль над Абхазией. И все бы хорошо, если бы не последний эпизод фильма: старик–эстонец показывает другому герою могилу своего сына, сражавшегося… против грузин и убитого ими. Но ведь неоспоримым историческим фактом является то, что во время названной войны абхазские эстонцы (а они населяли там несколько моноэтничных сел) не только не поднимали оружие против грузин, но, напротив, поддерживали территориальную целостность Грузии, за что и были в массовом порядке изгнаны из Абхазии российскими войсками и марионеточнoй про-московской абхазской администрацией.

В ответ на возмущение абхазских эстонцев-репатриантов Иво Фельт сказал, что он и сам удивился такому повороту сюжета, но счел нужным доверять своему грузинскому коллеге Зазе Урушадзе, которому, как грузину, казалось бы лучше знать, как и что было во время той недавней войны. Однако, г-н Урушадзе в ответ на упреки компетентной части зрителей странно занервничал, перешел на нецензурную лексику и сказал, что он-де человек творческий, склонный к «творческой фантазии» и «не снимающий пропаганду». А вышло как раз наоборот: его картина оказалась пропагандистской, причем направленной против его же страны (многократной жертвы российской агрессии), да притом весьма эффективной. Ведь протесты маленькой общины изгнанных из Абхазии эстонцев будут услышаны только в узком кругу. Зато сотни тысяч зрителей в странах Балтии (не говоря уж о России, Украине, Польше и др. странах) посмотрев «Мандарины» с удивлением и возмущением «узнают» о том, как «грузины убивали эстонцев».

В этой связи хочу привести мнение моего друга Эрика Григолия - выходаца из Абхазии, который сделал более подробный анализ этого фильма и скверной ситуации, сложившейся вокруг него:

Два грузинских фильма представлены на "Оскар". Оба - по тематике войны в Абхазии. Оба фильма вызвали общественные нарекания и критику. Один из них, «Кукурузный остров» режиссера Георгия Овашвили, представлен Грузией, другой - грузино-эстонская копродукция «Мандарины» режиссера Зазы Урушадзе представлена на «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке» Эстонией.

«Кукурузный остров» недавно был показан в законодательном органе страны, после чего на него обрушился шквал критики. Фильм по своему содержанию был оценен как антигрузинский.

«Мандарины» в законодательном органе не показывали, поэтому о его содержании могут судить лишь те, кто имел возможность его смотреть. Следует отметить, что фильм был показан по "Рустави 2". Шквала критики не было, были лишь отдельные критические замечания то ли от того, что не все поняли некоторые пассажи этого фильма, то ли все уже махнули рукой.

Именно о грузино-эстонской ленте "Мандарины" (Производство: Allfilm, Cinema 24, Eesti Film Instituut, Georgian National Film Center, Eurimages при поддержке министерства культуры и защиты наследия Грузии, министерства культуры Эстонии) и хочется поговорить и рассмотреть поближе этот "шедевр", в котором вновь наглядно отражается самобичевание или попытка выпрыгнуть из штанов грузинских режиссеров, снимающих на тему войны в Абхазии, о которой, по всей видимости, они совершенно никакого представления не имеют.
Итак, данный фильм был показан в начале 2014 года в прибалтике-в Эстонии и Латвии. В г.Риге на просмотрах была приглашена грузинская диаспора. Следует отметить, что с технической стороны фильм неплохой –качество съемки, игра актеров профессионалов и что главное- характер фильма(триллер) импонирует и волнует зрителя. однако из за несовместимости сценария с реальностями тех событий, которых касается фильм, сводит его на нет.

По окончании фильма и при общем ликовании зала особенно поразила грузинская аудитория (не имеются в виду выходцы из Абхазии), которая оказалась не более осведомленной о той войне, чем не грузины. На возражения, что эстонцы не учавствовали в военных действиях и тем более против грузин, попросту не поверили: "Не будет же врать знаменитый режиссер?!" - такова была реакция на протест.

На показе присутствовал сам режиссер фильма Заза Урушадзе и кто-то из эстонских продюсеров картины, которому прямо задали вопрос: знал ли он о том, что эстонцы не воевали против грузин? На что он откровенно ответил, что до «Мандаринов» он был в этом убежден и намекнул, что все вопросы - к грузинскому режиссеру. Этим господам передали мнение сухумских эстонцев, что они недовольны сценарием фильма. Поражающим был ответ режиссера Урушадзе - оказывается, что его не интересует их мнение и отклонился от разговора бросив фразу: "я не снимаю ангажированные фильмы, вроде как фильм Ленни Харлина «5 августовские дни»". Только непонятно, причем тут это и как можно сравнивать эти два фильма? В последнем режиссер хотя бы интересовался фактами о росийско-грузинской войне 2008 года и события описаны правильно, чего нельзя сказать про "Мандарины", где режисер постановщик вовсе не владеет информацией о конфликте 1992-93 гг. В Абхазии.

Понятно, что фильм не документальный, а лишь художественный, НО! «Мандарины» однозначно тоже не назовешь безобидным триллером- там во многих местах просматривается идеологические пассажи, притом сомнительные. К примеру:
- в конце фильма, объединение грузина и чеченца против общего врага - чем не идеологический момент?;
- выставление апсуа в благородном плане с проявлением заботой в отношении эстонцев, с чем можно и не согласиться - тогда почему эстонцам до сих пор не разрешают возвращаться в свои дома?;
- грузин агрессор - почти оккупант! Странно нет? А ведь грузин снимал!

C кавказской дружбой никто ничего против не имеет, но эти пассажи скорее пахнут дешевым популизмом, нежели толикой реализма/ А вот из-за внезапно странного финала (иначе не назовешь) фильм вообще становится веским инструментом антигрузинской пропаганды.

Главный герой фильма старик Иво, своим благородным поступком (он хоронит в бою убитого грузина, в могиле рядом своего сына, как будто убитого грузинами, так же в бою) словно говорит чеченцу Ахмеду: Вы, кавказцы перестаньте быть дикарями и научитесь прощать. Хм, как гуманно! Только одно не учел режисер-сценарист: такая дезинформация мягко говоря оскорбительна, если не подла в отношении эстонцев из Абхазии, ничего не говоря о грузинах. Специально для Урушадзе и для тех, кто еще не знает: на той войне грузины не убивали эстонцев и местные эстонцы не брали в руки оружие против грузин, так как из всех народов населяющих Абхазию, эстонцы самые близкие отношения имели именно с грузинами.

Давайте посмотрим, что говорят по этому поводу сами эстонцы, выходцы из Абхазии.
"В 80-е годы 19 века, царское правительство России малоземельных эстонцев из Эстонии переселяло в Крым и другие губернии. Эстонцы там не прижились и двинулись на Кавказ. Они обосновались в основном на юге Кавказского хребта - в Грузии, частности в Абхазии, где и основали несколько сел: «Сулев», «Салме», «Линда», «Эстониа» и др. Первые два находились в Гантиади в близ г.Гагра, а село Эстониа - в Гульрипше, верхная и нижная Линда- близ г.Сухуми. Несмотря на свой, почти пуританский образ жизни, они подружились с грузинами и нередко имели родственные отношения". Э.Козенкраниуса (род. в 1993 г. в Абхазии) рассказывал, что эстонцы дружили конечно со всеми, но особенно близкие отношения имели именно с грузинами, так как считали их трудолюбивыми и цивилизованными наподобие себя, хорошими земледельцами и виноградарями, охотно делились сними и учились у них ("Kaukaasia eestlaste lugu". 2009. Tallin. Erich Kozenkranius). Ныне покойный Эрих Козенкраниус являлся основателем «Общества Кавказских Эстонцев» в Эстонии.
В начале боевых действий в Абхазии, правительство Эстонии выделило самолеты и Бабушерского Аэропорта вызволило этнических эстонцев из опасной зоны (так же поступила и Греция, и Израиль. Армения и Россия своих оставили в зоне конфликта). Государство возвращенцам предоставило земли, квартиры и теперь, в некоторых районах Эстонии, они проживают компактно и в 90-е годы даже основали «Общество Кавказских Эстонцев». За эти годы много воды утекло, но с грузинами контакты и дружбу оны не прерывали.

При пособничестве России, в Абхазии в 1992-93 гг. произошла этническая чистка грузинского населения. Сотни тысяч грузин и сочувствующих грузин бежали из края и стали беженцами. Многие нашли убежище в Эстонии.

Эстонцы и грузины из Абхазии вот уже 21 лет находятся в Эстонии. Раз в год, кавказские эстонцы совместно со своими грузинскими родственниками, друзьями и бывшими соседями собираются в Таллине 15-го марта и проводят торжественное мероприятие, концерты самодеятельности и конечно же- грузинское застолье.
Вроде бы все адаптировались к новым условиям, все чем то заняты, но как грузины, так и эстонцы скучают по своим домам, по Сухуми, по Гагре, по черному морю. В этом плане сухумского эстонца от грузинских беженцев не отличишь. Но что характерно: не одному эстонцу и в голову не придет возвращаться туда без грузин. Интересно, имел ли беседу хоть с одним из них автор сценария «Мандаринов»? А вот их мнение:

"Нам- эстонцам этот фильм не нравится! Там полная дезинформация и к тому же оскорбителен для нас. Главный герой в фильме «Мандарины» Иво и его сосед Маргус совсем не похожи на эстонцев из Абхазии. Они скорее похожи на сезонных работников (в основном из России), которых местное население Абхазии, и в том числе эстонцы, нанимали в сезон сбора мандаринов. В селении Эстонка, что в Гульрипше близ Сухуми, практически у всех были двухэтажные, либо бельетажные капитальные дома." (М. Труман, пос. Кехра, Эстония).

Сухумские эстонцы и грузины особенно недовольны и возмущены именно из-за уродлывой концовки фильма, где старик Иво хоронит грузина «врага», рядом со своим сыном, как будто убитого грузинами!

«В г. Кивиыли, после просмотра фильма нам пришлось переубеждать зрителей, что эстонцы не воевали против грузин в Абхазии и грузины не убивали эстонцев! Грузинский режисер Урушадзе узнав однажды о проживания этнических эстонцев в Абхазии и что там растут мандарины, захотел снять фильм не подумав о последствиях. «Мандарины» в сущности плевок на 130 летную дружбу между нашими общинами. Если не эвакуация эстонцев из зоны конфликта, мы скорее оказались бы в рядах грузинской армии, с нашими грузинскими соседями и защищали свои села от сепаратистов, северокавказцев, русских казаков и прочего интернационального сброда со всего СССР.»(А.Бергет, г.Кивиыли, Эстония).

У неосведомленного зрителя, каковым является вся целевая зарубежная аудитория, остается впечатление, что в Абхазии грузин, как таковых вовсе не проживало; там только апсуа и немного эстонцы живут; однажды грузины ворвались в Абхазии убивать абхазов и даже эстонцев за какую-то эфемерную территориальную целостность, а чеченцы пришли их защищать за деньги. Да, именно так! Зрителью легко вериться во все это-ведь страна называется Абхазией, значит там проживают в основном абхазы, а грузины пришельцы, почти как чеченцы-воевать. Это и есть ложь и фальсификация проталкиваемая в течении всего советского периода этнократической абхазской идеологической машиной при поддержке кремля. Теперь мало кто вспоминает, что современная Абхазия ровно наполовину состоит из земель Одишского княжества присвоенных племенем апсуа, но грузинский режисер вроде должен был знать об этом.

Еще один миф, который отражен в фильме - наемничество чеченцев в ходе войны в Абхазии. Кто-кто, а они не из-за денег воевали в Абхазии, а за идею создания т.н. КГНК (конфедерация горских народов кавказа). Но когда узнали, что их попросту использовали в своих целях ГРУ-шные и этнократические апсуйские шулера - встали и ушли. Позже в Тбилиси, президент Масхадов извинится перед грузинским народом за своих малосознательных соплеменников.

И это не знает Урушадзе! Странно все это...
Надеемся, что все вышеизложенное станет хотя бы маленьким уроком будущим сценаристам и режиссерам, работающим с этнической темой, особенно касающийся этнических конфликтов. Этот урок показывает, насколько осторожно надо подходить к этой тематике и подборе материалов. Если автор не владеет максимально исчерпывающей информацией по этой теме, не стоит даже и думать о фильме. Умеренная фантазия допустима, если безвредно. А так, лучше вообще не трогать конфликтную тему, которая вскрывает старые раны у людей. Это не только мнение грузин, участников той войны, и многих пострадавших на той войне, но и мнение представителей противоборствующей стороны. Но, узнав однажды о странном факте проживания этнических эстонцев в Абхазии, возникнет безудержное желание снять что-либо на конфликтную тему, режиссер принципиально должен работать как врач: Primum non nocere! (Прежде всего - не навреди!)

Недавно один режиссёр выступая по телевидению сказал, что театр и кино в первую очередь это постановка и тем самым является неправдой, т.е. ложью. Интересное мнение, с чем можно и не согласиться. Приводя в пример сборник басен «Мудрость вымысла» величайщего грузинского просветителя XVII в. Сулхан-Саба Орбелиани, искусство вымысла это мудрость, которое должно служит добру, восприятию существующей действительности. Видимо, человек такое существо, которому фантазия, ирреальность, аллегория помогает вникнуться в такую категорию, которая називается действительностью. Выдуманный сюжет раскрывает познание. В нашем случае дело имеем с откровенной ложью, что есть вредно! и в первую очередь для автора этой лжи, ничего не говоря о зрителе и всего нашего общества. Зритель в этом случае жертва!

Эриг Григолия
Рига, Латвия


Комментариев нет:

Отправить комментарий